В санкт-петербургском театре "Зазеркалье" показали оперу Бенджамена Бриттена "Поворот винта" на сюжет новеллы Генри Джеймса в постановке екатеринбургского Экспериментального театра. Это была последняя опера в фестивальной программе, номинированная сразу по четырем пунктам - как лучший оперный спектакль, за лучшую женскую роль, за лучшую режиссуру/сценографию и за лучшую работу дирижера.
Откровенно гомосексуальный подтекст новеллы/оперы (отношения между Майлсом и лакеем-призраком) был постановщиками завуалирован: дело ограничилось расстегиванием двух пуговиц на пиджаке. Целомудренность эта вполне понятна для Екатеринбурга, к тому же в постановке участвуют две девочки-подростка. Но, увы, из-за этого сюжет Джеймса-Бриттена лишился своей двусмысленной остроты. Ведь пока дьявольский призрак занимался растлением малолетнего Майлса, мальчик все-таки оставался жив, тогда как его отказ от этого мистического союза привел к гибели. Именно эта двоякость, характерная для многих оперных сюжетов Бриттена, присутствует в заглавии оперы ("винт" - разновидность старинного орудия пыток). Здесь же осталось неясным, что же гложет "капризного Майло" и каков смысл его смерти в финале.