В современной Германии не только специалисты-учёные, но и большинство людей просвещённых относятся к гомосексуальности как к биологической данности. Однако, закон, уравнивающий геев и лесбиянок в правах с остальными гражданами и позволяющий официально регистрировать однополые браки, со всеми вытекающими правами и обязанностями, до сих пор отсутствовал. Прежнее правительство "христианских демократов" относилось к этой идее довольно прохладно. С приходом к власти "красно-зелёной коалиции" у немецких гомосексуалов, по разным оценкам в Германии не менее 7-и миллионов геев и лесбиянок, появилась надежда на перемены.
После продолжительной общественной дискуссии и весьма эмоциональных парламентских дебатов, антидискриминационный законопроект был принят бундестагом в ноябре прошлого года. Его поддержали депутаты партии демократического социализма и большинство либералов, христианские партии встретили эту инициативу в штыки, по их мнению она подрывает все моральные устои и христианскую добродетель.
Бавария, Саксония и Тюрингия обратились в Конституционный суд в Карлсруэ со "срочным ходатайством", чтобы затормозить вступление закона в силу 1-го августа. Но судьи решили в пользу геев и лесбиянок.
Вице-президент Конституционного суда, Ханс-Юрген Папир, зачитывая постановление отметил:
"Непоправимый урон института брака и семьи в случае вступления этого закона в силу нанесён не будет. Он не затрагивает правовую базу брака. Никакие положения, образующие законодательство о семье не будут затронуты при вступлении в силу этого закона".
Пары гомосексуалов и лесбиянок будут теперь официально считаться супругами при съёме жилья, при заключении медицинской страховки, в вопросах наследования, пенсионного обеспечения. Партнёры по такому "жизненному союзу" получают и так называемое "малое опекунское право", то есть смогут принимать совместные решения о судьбе и воспитании живущих с ними детей. Как нормальные супруги они будут впредь рассматриваться и чиновниками немецких ведомств по делам иностранцев, то есть пользоваться правом на воссоединение семьи. Это означает, что иностранный партнёр сможет переехать на постоянное место жительства в Германию к немецкому гею или немецкой лесбиянке.
Правда, в связи с протестом христианских партий законопроект поделили.
Положения, требующие согласования с земельными властями остались на доработке. Открытым, в частности, остаются вопросы о том, куда податься однополым молодоженам, чтобы оформить свои отношения и целый ряд нюансов, связанных с социальными и налоговыми льготами, которыми пользуются традиционные пары, и которые противники закона категорически отказываются распространять на пары однополые.
Как, например, выплаты социальных пособий для нуждающегося супруга или государственных субсидий на плату за жильё и коммунальные услуги.
Об аргументах противников легализации однополых браков из Берлина рассказывает наш парламентский корреспондент Никита Жолквер:
Бавария и Саксония хотели во что бы то ни было воспрепятствовать вступлению закона в силу уже с первого августа и дождаться окончательного рассмотрения вопроса о его соответствии Основному закону ФРГ в конституционном суде. Вместе с Тюрингией они ранее обратились в Карлсруэ, считая новый закон о зарегистрированных однополых союзах антиконституционным потому, что, по их мнению, тем самым выхолащивается тот исключительный статус, который имеет в Германии институт семьи и брака. Как заявил саксонский министр юстиции Манфред Кольбе, нельзя распространять семейные привилегии, такие как налоговые преимущества, скидки медицинской страховки, право на воссоединение семей, на другие категории, поскольку в этом случае эти привилегии будут девальвированы. "Это всё равно, что раздавать федеральный крест за заслуги всем подряд, пояснил министр. Тех, кто его действительно заслужил, никто не притесняет, но цена креста уже не та". Конец цитаты. Выступая против формального выравнивания в правах традиционных и однополых семей, христианско-демократические политики Германии вместе с тем признают, что некоторые изменения в правовом положении союзов геев и лесбиянок всё же необходимы. Они, в частности, считают, что партнеры по таким союзам должны получить право отказа от дачи свидетельских показаний друг на друга, иметь возможность посещать "мужа" или "жену" в больнице и тюрьме, ухаживать за могилами своих любимых усопших.
Конституционный суд ФРГ в среду отклонил срочное ходатайство Баварии и Саксонии. Судьи решили, что задержка со вступлением закона в силу будет иметь более негативные последствия даже в том случае, если в конце концов он будет признан противоречащим конституции, как не сохраняющий достаточную дистанцию между традиционными семьями и однополыми союзами.
Если противникам "голубого семейного счастья" всё же удастся доказать неконституционность закона, что, в принципе маловероятно, те, кто воспользуются его положениями после первого августа окажутся в идиотской ситуации. В частности, иностранные граждане, вступившие в однополый брак с гражданином или гражданкой Германии потеряют вид на жительство и могут быть высланы из страны. Представитель Объединения геев и лесбиянок Германии Клаус Йетц, настроен оптимистично:
"Решение Конституционного суда для нас весьма позитивно. Оно доказывает, что у судей в Карлсруэ нет особых претензий к положениям закона о зарегистрированных однополых союзах. Думаю, что есть все основания надеяться, что дальнейшие иски противников закона ничего не изменят. Нужно сказать, что в ряде европейских стран, где "однополые браки" уже признаны и уравнены в правах с традиционными, до Конституционного суда не доходило, но борьба за правовую базу для однополых пар в Нидерландах, Швеции или Дании длилась долго и каждый успех давался с большим трудом."
Все последние годы борьба за равноправие геев и лесбиянок была неотъемлемой частью программы партии "Союз 90/"зелёные". Под лозунгом "Если любовь на всех одна, то и права одни" "зелёные" в коалиции с социал-демократами успешно проводили во многих землях Германии последовательную антидискриминационную политику.
Говорит Фритьоф Шмидт, член правления организации "зелёных", федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, где гомосексуалы составляют почти 10% населения, т.е. около 2-х миллионов человек:
"Мы приветствуем постановление Конституционного суда, отклонить "срочное ходатайство" Баварии, Саксонии и Тюрингии. "Консервативные политики" даже в последний момент пытаются помешать принятию закона, который покончит с правовой дискриминацией геев и лесбиянок. Но, путь к законному партнёрству теперь свободен. Это очень важное достижение. Перед лицом закона люди, которых зачастую связывают многолетние узы, перестали быть чужими. Конечно новый закон имеет недостатки, и это ещё не последнее слово в борьбе геев и лесбиянок за равноправие."
Пилотный проект по регистрации "однополых союзов" состоялся в Гамбурге. В апреле 1999-го сенат легализовал так называемый "гамбургский брак", разрешив загсам регистрацию однополых союзов. Этим правом до сих пор воспользовались 150 пар. В Нидерландах, где закон о "зарегистрированных союзах" вступил в силу в 1998-м году, в апреле нынешнего года гомосексуалов практически полностью уровняли в правах с остальным населением. Браки заключаются в загсах на общих правах. Единственная и вполне резонная оговорка: если в однополом браке рождается ребёнок, супруги не могут автоматически считаться его родителями. Одна из мам, или один из пап, не являющийся биологическим отцом/матерью ребёнка, может оформить совместное опекунство или усыновить чадо. Однако немецкий закон этого делать пока не разрешает. Говорит Клаус Йетц из Германского объединения гомосексуалов и лесбиянок:
"Нет никакой логической, рациональной причины которая обосновывает запрет права на "полноправное опекунство" или усыновление для однополой четы. Позицию законодателей можно истолковать так, как будто бы геи и лесбиянки не могут стать хорошими родителями. На самом деле в Германии десятки тысяч гомосексуальных пар с детьми, по нашим оценкам около 300 тысяч. Ведь часто мужчины и женщины осознают свою гомосексуальность в том возрасте, когда у них уже есть дети. Такие семьи мы называем "Regenbogenfamilien" - "радужными" семьями, поскольку цвета радуги - это цвета флага международного движения геев и лесбиянок. Неоднократно проводились научные исследования, результаты которых доказывают, что родители-гомосексуалы ничуть не хуже и не лучше обычных родителей и дети в таких семьях растут абсолютно нормальные. Но и в либеральных Нидерландах, понадобилось десять лет, чтобы добиться для гомосексуальных пар права усыновлять и удочерять детей. Мы постараемся достичь этого раньше. Закон, вступающий в силу 1-го августа знаменует грандиозный прорыв в нашей борьбе за равноправие, но мы продолжим борьбу за полное равноправие геев и лесбиянок и их жизненных союзов."